МЫШЛЕНИЕ

Говоря о Софии, как об исконной мудрости, и филоСофии, как её производной, призванной пролить свет за пределами освещённого ею круга, возникает ощущение, что есть только два варианта. И если я не философ, значит софист. Причём не в пренебрежительном античном понимании, а в самом что ни на есть светлом русском.

Суровая же правда заключена в том, что большинство людей находятся в кромешной тьме «нормального» или, как говорили на Востоке, вульгарного (то есть обычного) мышления. Мышления, следующего за внешними импульсами, и скорее мешающего его обладателю, нежели помогающего в познании мира и себя.

«Я мыслю, а следовательно существую» — говорил Декарт, один из величайших мудрецов Запада, соглашаясь тем самым с древней восточной трактовкой того, что вещи начинают существовать, только будучи осмысленными.

Если нечто для нас «немыслимо», «уму не постижимо», «в голове не укладывается»… то оно для нас и не существует. Для кого-то может и да, а для нас нет.

Таким образом целые пласты реальности выпадают из поля нашего зрения, попадая в область тьмы.

А самое главное — я сам!

Ведь у любого действия должен быть субъект (тот, кто действует) и объект (в отношении чего действие осуществляется). Соответственно и объектом мышления может быть только нечто отличное от меня, нечто чужое.

Но как тогда я могу сам про себя подумать?

И вот тут-то и начинается философское (в отличие от «нормального») мышление. Заключённое в способности посмотреть на себя со стороны. А сделать это можно только убрав любую заинтересованность. Быть беспристрастным наблюдателем собственных реакций. Что, конечно, очень непросто…

Как всегда поэтично этот принцип представлен в Буддизме: Я — это камень на дороге, который можно пнуть ногой в пыль, а можно поднять и внимательно рассмотреть.

И вот объектом изучения философии, в этом смысле, становятся не сами вещи, а наши реакции (главным образом мыслительные) на эти вещи. Другими словами, я мыслю о том, как (и почему именно так) я мыслю. Отстраняясь и объективизируя таким образом самого себя.

Разница же в мышлении о любых внешних объектах просто теряется по сравнению с мышлением об объектах и мышлением о мышлении об этих объектах, являясь совершенно иной формой самого мышления!

Этому и учимся!

— Артём Сорокин, ментор «Академии Виталия Сундакова»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии закрыты.